2. Стороны и право на участие в международных договорах
Стороны в международных договорах. Стороны - важнейший
элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависят
роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться
реальное содержание и значение договора. Понятие стороны используется
в международной практике как обобщающее, охватывающее любого участника,
принявшего договор, независимо от того, вступил ли он в силу. Венские
конвенции о праве договоров проводят более детальное разграничение
- с учетом стадий заключения договора. На основе этих конвенций можно
выделить следующие категории участников:
а) участник переговоров - субъект, который принимал
участие в составлении и принятии текста договора;
б) договаривающийся субъект - субъект, который согласился
на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли
он в силу;
в) участник договора - субъект, который согласился на
обязательность для него договора и для которого договор находится
в силе.
Помимо этих общих категорий, опредедяемых в ст. 2 "Употребление
терминов" Венских конвенций, в ст. 79 Конвенции 1969 г. и ст. 80 Конвенции
1986 г. упоминается еще одна категория - оподписавшие договорп. Она
не совпадает с понятием оучастник переговоровп, поскольку участие
в принятии текста не обязательно означает его подписание. Объясняется
это тем, что только подписавшие договор наряду с договаривающимися
субъектами принимают участие в решении вопроса об исправлении ошибок
в тексте. Перечисленные категории участников обладают различными правами
в отношении заключаемого договора. Участники переговоров могут договариваться
о том, чтобы тот или иной субъект присоединился к договору, если это
в нем не предусмотрено. После вступления договора в силу этот вопрос
решается только по соглашению участников договора (ст. 15 Венских
конвенций) . Участники переговоров решают вопрос о временном применении
договора ( ст. 25) . Категория ооучастник переговоровп в ряде случаев
охваты- вается бопее широким понятием оимеющие право стать участниками
п, которая включает также субъектов, не участвовавших в переговорах.
Относящиеся к последней категории субъекты должны оповещаться о сделанных
оговорках и возражениях против них (ст. 23). Депозитарий обязан информировать
этих субъек- тов о том, когда было получено такое число соответствующих
актов принятия, которое необходимо для вступления договора в силу.
Подписавшие договор и договаривающиеся субъекты несут обязанность
воздерживаться от действий, которые лишали бы договор его объекта
и цели до вступления его в силу (ст. 18). Приостановление действия
договора возможно с согласия всех участников по консультации с прочими
договаривающимися субъектами (ст. 57). В данном случае под опрочими
договаривающимися п имеются в виду те субъекты, которые согласились
на обязательность договора, но для которых он не вступил в силу. Международной
практике известна категория о первоначальный участникп. Это те, которые
участвовали в подготовке и принятии текста и затем согласились на
его обязательность. Как правило, они не обладают какими-либо особыми
правами. Однако анализ практики дает примеры иного использования этой
категории. Так, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере,
В космическом пространстве и под водой 1963 г. наделил первоначальных
участников особыми правами. Договор вступает в силу при условии его
ратификации всеми первоначальными участниками (ст. 3) . Их согласие
необходимо и для принятия поправок (ст. 2) . Объясняется это тем,
что первоначальными участниками являются СССР, США и Великобритания.
Без участия любого из этих государств договор утратил бы свое значение,
Иными словами, термин опервоначальный участникп фактически использован
для обозначения иного понятия, а именно понятия онеобходимые участникип,
с тем чтобы не принижать роль других потенциальных участников. Сторонами
в договорах могут быть все субъекты международного права. В большинстве
случаев ими являются государства. Нередко в дипломатической практике
сторонами в договорах называют правительства. Это означает лишь то,
что государства при заключении договора представлены правительствами.
Как Венские конвенции, так и национальное законодательство предусматривают
, что независимо от того, каким органом представлено государство,
именно оно, а не орган является стороной. Государство в силу своего
суверенитета вправе участвовать в любом правомерном договоре. В соответствии
с принципом суверенного равенства все государства оимеют одинаковые
права и обязанности и являются равноправными членами международного
сообщества, независимо от различий экономического, социального , политического
или иного характерап ". Многие государства неоднократно подчеркивали,
что каждое суверенное государство обладает неотъемлемым правом заключать
междувародные догово- ры, соответствующие его справедливым интересам
. Попытки лишить государство права на заключение договоров или незаконно
ограничить это право не раз расценивались Советским правитель- ством
как посягательство на верховные права государства.
Правоспособность международных организаций заключать
договоры носит ограниченный, функциональный характер. Она определяется
правилами, на основе которых функционирует организация (ст. 6 Венской
конвенции 1986 г.) . Само право договоров должно применяться к учредительным
актам международных организаций без ущерба для соответствующих правил
донной организации (ст. 5 Венских конвенций).
Подавляющее большинство федеральных государств, выступающих
в качестве стороны в международных договорах, ничем не отличаются
от государств унитарных, Но в некоторых федерациях их субъекты обладают
определенными правами на участие в договорных отношениях, В качестве
примера можно привести Швейцарию, ФРГ "; наиболее широки права советских
союзных республик. В соответствии с конституционным правом СССР союзные
республики - суверенные советские социалистические государства , добровольно,
на основе свободного самоопределения народов и равноправия объединившиеся
в Союз ССР. Союзные республики обладают всей полнотой государственной
власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими
в ведение Союза. Они имеют право вступать в отношения с иностранными
государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими
и консульскими представительствами, осуществлять внешнеэкономические
связи и участвовать в деятельности международных организаций. Осуществление
этого права не может противоречить законам СССР и его международным
обязательствам. СССР устанавливает общий порядок взаимоотношений союзных
республик с иностранными государствами и международными организациями,
осуществляет общее руководство внешнеэкономи- ческои деятельностью.
Как свидетельствует опыт, только Украина и Белоруссия активно участвуют
в работе международных организаций системы ООН и являются сторонами
в заключемых под ее эгидой договорах. Международные связи другах республик
менее развиты.
Общее правило относительно участия членов федерации
в международных договорах было сформулировано Комиссией международного
права ООН в проекте статей о праве договоров. В ст. 5 говорилось:
о Государства - члены федеративного союза могут обладать правоспособностью
заключать договоры, если такая правоспособность допускается федеративной
конституцией и в пределах ею установленныхп. По мнению Комиссии, не
существует нормы международного права, которая препятствовала бы наделе-
нию государств, образовавших федерацию, полномочиями заключать договоры
с третьими государствами . Из-за оппозиции ряда (в том числе и федеративных)
государств предложенная Комиссией статья не собрала необходимого для
принятия большинства голосов на Венской конференции по праву договоров
1968 - 1969 гг. Тем не менее предложенное Комиссией положение является
на сегодняшний день наиболее авторитетным правилом относительно участия
членов федерации в международных договорах. Заметим, что на Венской
конференции возражавшие против принятия этого положения делегаты не
отрицали принципиальной возможности участия членов федерации в международных
догово- рах . Урегулирование этого вопроса необходимо, поскольку он
возникает даже в практике тех федераций, члены которых не обладают
по конституции правом заключать международные договоры ". Практике
некоторых федераций известны соглашения, заклю- чаемые ее членами
друг с другом и самой федерацией. Такие соглашения действуют в рамках
национальных правовых систем. В той мере, в какой их действие не урегулировано
национальным правом, к ним могут применяться правила, содержащиеся
в нормах права международных договоров . Однако в данном случае речь
идет о применении норм иной правовой системы по аналогии, а не как
таковых. К такому выводу пришла и Комиссия международного права ".
сторонами в договорах могут также быть народы, нации, борющиеся за
освобождение, которые по существу представляют собой государства в
процессе становления. Однако их договорная практика довольно ограниченна.
Их участие в универсальных договорах скорее исключение, чем правило.
Право на участие в международных договорах -новый ин- ститут права
договоров и международного права в целом. Он слу- жит необходимым
условием их демократизма . Еще в недавнем прошлом в международной
практике господствовала (освобода договоровп, при которой государство,
заключая договор, ограничено лишь ранее принятыми в отношении других
государств обязательствами ". оСвобода договоровп конструировалась
по аналогии со свободой сделок в национальном обязательственном праве
и фактически была свободой сильных. Важную роль в становлении рассматриваемого
института сыграло Советское государство. Уже в Декрете о мире 1917
г. нашла выражение идея участия всех государств в мирном урегули-
ровании . Советское государство стремилось к тому, чтобы окаж- дый
народ решал вопрос о судьбе всего человечествап . В первых же дипломатических
актах нашло выражение требование уважения права государств на участие
в решении международных вопросов на,основе полного равноправия . Этой
позиции придерживаются все социалистические государства. Совершенно
особое значение праву на участие придается в усло- виях современного
взаимозависимого мира. Только на основе участия всех государств может
нормально функционировать ми- ровая система и международное право.
Это подчеркивается СССР и другими государствами. Из сказанного следует,
что право на участие относится прежде всего к общим, универсальным
договорам . Под универсальными, или общими, многосторонними договорами
понимаются такие, которые касаются кодификации и прогрессивного развития
международного права или объект и цели которых представляют интерес
для международного сообщества в целом . Право на участие в таких договорах
вытекает из самой природы, целей и принципов современного международного
права , которое формируется совместными усилиями всех государств.
В силу самого характера создающих общие нормы международного права
договоров последние оявляются делом всех государствп, поэтому устранение
от участия в них тех или иных государств неправомерно. Противники
права на участие утверждали, что международное право и практика не
знают нормы, дающей кажцому государству право участвовать в универсальном
договоре. Наоборот, существует основополагающий принцип освободы договоровп,
предпо- лагающий полную свободу государств определять состав участников
будущего договора. Что касается современной практики, то универсальные
договоры содержат формулу всеучастия. Институт права на участие имеет
достаточно прочную основу в основных принципах международного права.
Согласно принципу суверенного равенства, все государства являются
равноправными членами международного сообщества. Каждое государство,
с одной стороны, пользуется правами, присущими полному суверинитету,
а с другой - обязано уважать правосубъектность других государств.
На эту основу опирается специальный принцип универсаль-
ности, согласно которому каждое государство вправе самостоятельно
решать вопрос об участии и универсальных договорах. Никто не вправе
препятствовать ему в решении проблемы, которая затрагивает общие интересы
всех стран. На Венской конференции делегации СССР и ряда других государств
заявили, что считают принцип универсальности утвердившимся в международном
праве. В определенной мере это подтверждается и принятой конфереицией
Декларацией о - всеобщем участии в Венской конвенции о праве договоров.
Но пока рассматриваемый принцип действует как обычная норма Право
на участие существует и в отношении ограниченных многосторонних договоров,
под которыми понимаются договоры, рассчитанные на участие определенного
круга государств. Круг участников зависит либо от географического
положения, либо от иной заинтересованности в предмете договора. Несмотря
на большое значение этого вопроса для обеспечения законных прав и
интересов государств, он не рассматривался ни на одном этапе кодификации
права договоров. Право на участие определяется наличием у государства
законных интересов в отношении объекта и целей договора . Заинтересованность
может быть формально-юридической и фактической. Первая вытекает из
участия государства в предыдущем договорном урегулировании проблемы,
вторая - из фактической заинтересованности государства. Как та, так
и другая должны соответствовать международному праву, на основе которого
и должны учитываться интересы государств. Приоритетным правом на участие
в договоре обладает наиболее заинтересованное государство, т. е. такое,
проблемы которого являются основным объектом договорного урегулирования.
Договоры без его участия лишены юридической силы . Это не раз отмечалось
государствами. Нарушение суверенных прав наиболее заинтересованного
государства - Чехословакии явилось одним из оснований для признания
недействительным Мюнхенского соглашения. Решение вопроса об использовании
права на участие в конкретном договоре относится к суверенной компетенции
государства . Вместе с тем реалии взаимозависимого мира породили новые
тенденции. Нормальное функционирование международного права и всей
системы международных отношений невозможно без достаточного уровня
участия всех государств. Отсюда морально-полити- ческий долг участников
международного общения проявлять необходимую международно-правовую
активность. Это отражено и в международном праве, причем наиболее
концентрированно - в принципе сотрудничества, который обязывает государства
со- трудничать в решении мировых проблем . Касается это и сотрудничества
в создании и осуществлении норм общего международного права, для чего
в первую очередь следует обеспечить участие всех государств в универсальных
договорах. Сложившееся в этой области положение вызывает серьезные
опасения. Уровень участия в универсальных договорах настолько низок,
что они с большим трудом собирают даже тот минимум участников, который
необходим для их вступления в силу. Не случайно этой проблеме уделяет
внимание ООН, правда, пока без особого успеха . Особенно низок процент
участия "новых" государств (почти в 2 раза ниже, чем остарыхп ), а
также малых государств . А ведь именно они больше всего заинтересованы
в эффективности международного права. Сказанное относится и к ограниченным,
региональным много- сторонним договорам, в которых должны участвовать
все государства региона. Сегодня государства уделяют значительное
внимание рассматриваемой проблеме, когда от права всех государств
на участие зависит эффективность урегулирования важного вопроса, напри-
мер вопроса об уничтожении химического оружия.